Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Ваше Святейшество! Хорошо известна непреходящая роль Русской Православной Церкви в утверждении ценностей подлинной культуры. Не менее известно и Ваше, Ваше Святейшество, неизменное участие в утверждении этих ценностей. Именно поэтому мы убеждены, что Вам будет понятна наша озабоченность по поводу некоторых последних событий. В частности, обратиться к Вам нас вынуждает получившая печальную известность художественная акция, организованная в одном из московских храмов. Мы имеем в виду выставку «Двоесловие/Диалог» (кураторы «Гор Чахал» и дьякон Феодор Котрелев), прошедшую в храме св. мц. Татианы при Московском Университете. Несмотря на обнадеживающее название выставки, организаторы выставки не смогли убедительно и однозначно объясниться с российской общественностью как относительно своих целей, так и простых фактов. Например, по некоторым утверждениям, выставка проходит на нейтральной территории между Церковью и миром, каковая именуется «пространством для диалога». С другой стороны, сами организаторы подчеркивают, что она проходит в притворе храма, то есть все-таки в самой церкви. Происходит ли выставка на светской территории, «в актовом зале» или в храме – так и осталось неясным. Настораживает уже само обращение кураторов, один из которых – священнослужитель, к так называемому «актуальному искусству». Вам, Ваше Святейшество, несомненно памятны отвратительные богохульные скандалы «актуальных художников» О. Кулика и А. Бреннера, А. Тер-Оганьяна, рубившего иконы в московском «Манеже», кощунственная выставка «Осторожно, религия», по поводу которой Вы, Ваше Святейшество, столь убедительно выразили позицию Церкви, выразив надежду, «что это преступление никогда больше не повторится в нашей стране», выставка «Россия-2» в галерее Марата Гельмана, выставка «Запретное искусство-2006», дело о которой находится в настоящее время в суде и другие. По поводу «Осторожно, религия!» вынесено решение суда, признавшее организаторов виновными в разжигании религиозной и межнациональной розни (часть 2 статьи 282 УК РФ). А на процессе по делу о «Запретном искусстве» позицию Церкви выразил представитель Патриаршего совета по культуре: «На данной выставке христианские и религиозные символы с откровенным издевательством помещаются рядом с непристойными картинками и нецензурными выражениями, что глубоко оскорбляет чувства верующих». Таким образом, диалог Церкви с «актуальным искусством» давно идет, и свидетельством тому участие Церковной иерархии и органов церковного управления в осуждении кощунственных выставок. К сожалению, наши опасения относительно выставки «Двоесловие/Диалог» оказались небеспочвенными. Однозначное осуждение вызвали провокационные в пространстве храма работы «Черная Троица» (Никита Алексеев), «Имена Бога» (автор – «Гор Чахал»), «Спасайся, кто может» (Александр Сигутин). Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) справедливо пишет относительно последнего экспоната: «Один из экспонатов меня серьезно огорчил. Это тот, где славянской вязью написано: ”Спасайся, кто может!”. Церковно-славянское письмо, безусловно, предназначено только для священных текстов. Здесь, с моей точки зрения, явно перейдена грань не только вкуса. Это же касается и игры со словом ”спасение”». Мало того, выяснилось, что выставка в притворе храма стоит в одном ряду с предыдущими кощунственными акциями: «Юный безбожник» (1998), «Осторожно, религия» (2003), «Россия-2» (2005), «Запретное искусство» (2006). Участники выставки «Двоесловие» Г. Оганисян («Гор Чахал») и А. Филиппов известны своей защитой А. Тер-Оганьяна, сбежавшего за границу от суда по факту возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды. В ходе «Двоесловия» демонстрируются работы участников выставки «Осторожно, религия»: А. Сигутина, К. Звездочетова, А. Филиппова, группы «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев). В притворе храма выставлена даже одна из работ, проходивших в качестве доказательств по делу «Осторожно, религия»: «ХВ» («Синий суп»). Картина «Гора Чахала» «Имена Бога» была частью экспозиции скандально известной выставки «Россия-2». Дм. Врубель – автор издевательского «Евангельского проекта» – в настоящее время выступает на стороне защиты в деле о «Запретном искусстве», где свидетельствует против Церкви, осуждающей кощунственную выставку. Как такое могло произойти, организаторы выставки «Двоесловие» не объясняют, при этом явно сознавая провокационность своей акции. Так, куратор дьякон Федор Котрелев признавался в интервью РИА «Новости», что «допускает возможность конфликта с народом» и заранее «предполагает, какие произведения вызовут нарекания». Мы знаем, что эти заявления означают в контексте «актуального искусства», которое культивирует только скандал и соблазн. Но в Церкви и от лица, облеченного саном, мы не ожидали услышать, что соблазн и скандал могут быть запрограммированы и задуманы как «церковно-художественная» акция. Таким образом, диалог в представлении организаторов «Двоесловия» – это полный переход на позиции «актуального» эпатажа, без всякого намека на церковность. Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением? Разумеется, ничего! Поэтому мы не можем иначе оценить слова и действия организаторов выставки «Двоесловие/Диалог» как направленные на создание двусмысленности в этом ясном вопросе. Ваше Святейшество, мы не сомневаемся, что Ваша позиция, как и позиция Русской Православной Церкви, относительно высокой роли культуры и искусства в жизни общества остается неизменной. «Актуальное искусство» находится вне пределов этой культуры, и его влияние на общество заключается в создании череды скандалов. Это разрушительно и для культуры, и для общества, и для Церкви.
20 июня 2010 года http://www.pravoslavie.ru/jurnal/35733.htm |